Маугли для северной страны
С полвека назад, а то и раньше, в неработающей старой московской церкви Николая Чудотворца сидели люди, которые писали культурный код нации.
Место работы этих людей называлось “Союзмультфильм”, и они действительно практически каждый год выпускали фильмы, которые вошли в плоть и кровь отечественной культуры.
Мы до сих знаем их наизусть - “Ну, погоди!” и “Малыш и Карлсон”, “Крокодил Гена” и “Бременские музыканты”, “Винни-Пух” и “Жил-был пес”…
Написание культурного кода нации оплачивалось не очень высоко, поэтому эти люди периодически подхалтуривали - рисовали диафильмы, плакаты или иллюстрировали книги. Но в основном - все-таки делали мультфильмы.
“Союзмультфильм” никогда не был фабрикой, как, например, студия Диснея. Скорее это было множество небольших артелей, работающих автономно и комплектуемых свободно мигрирующими талантами.
В середине 60-х режиссер-мультипликатор Роман Давыдов задумал большой проект - гораздо масштабнее всего того, что он делал до сих пор. Он решил экранизировать историю “человеческого детеныша” Маугли из сборников Редьярда Киплинга “Книга джунглей” и “Вторая Книга джунглей”.
Как и большинство мультипликационных режиссеров, Роман Владимирович сам выбился из художников. В молодости закончил Московский индустриальный техникум, но желание рисовать оказалось сильнее. Сначала работал в жанре карикатуры, закончив курсы при журнале “Крокодил”, потом увлекся “мультиками”. В 1937 году Давыдов поступил на курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм» и долгие годы рисовал мультфильмы - сначала художником-мультипликатором, затем художником-постановщиком, а потом и режиссером-постановщиком.
Как матерый мультипликатор, Давыдов не мог не понимать, что для успеха проекта ему необходим талантливый художник-постановщик.
А лучше два!
Нет, правда, в те годы часто над мультфильмами, особенно масштабными, работали два художника-постановщика. Один отвечал за персонажей, именно он придумывал образы героев мультфильма. Другой занимался, как сегодня бы сказали, “локациями”, визуализировал место действия, рисовал пейзажи и фоны.
Давыдову повезло - на “Союзмультфильме” как раз пребывали в творческой паузе два выдающихся, на мой взгляд, художника-мультипликатора.
Первого - Александра Винокурова - на всех фотографиях снимали обычно в профиль.
Причина была проста - свой левый глаз 19-летний красноармеец Винокуров потерял на войне, под Сталинградом. Казалось - на детской мечте стать художником можно было ставить крест, но юноша, демобилизовавшись, все-таки сумел поступить во ВГИК и получить высшее художественное образование. Поэтому работу на “Союзмультфильме” начал сразу художником-постановщиком, и вскоре стал одним из лучших “пейзажистов” отечественной мультипликации.
А протез глаза он носить не хотел, поэтому всю жизнь ходил с повязкой - как пират.
























